Тема заседания МО учителей начальных классов, которое прошло на базе Строевской средней школы 28 ноября, - "Формирующее оценивание в образовательном процессе". Необходимость разбираться и говорить об оценке, формировании самооценки при получении всех трех видов планируемых результатов: предметных, метапредметных, личностных, устанавливает ФГОС. Практически во всех разделах Государственного образовательного стандарта начального образования мы находим комментарии по данному вопросу:
В разделе 1 «Общие положе- ния», пункте 7 указано, что стандарт направлен на обеспечение «формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начально- го общего образования» и этим закладывается основной подход к оцениванию как процессу объективному, имеющему под собой чёткие критериальные основания.
В этом же разделе в пункте 8 говорится, что на ступени начального общего образования осуществляется «формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе» , что задаёт новый ракурс организации процесса оценивания, перенося его фокус с оценочной деятельности учителя на оценочную деятельность ученика.
В разделе 2 «Требования к результатам освоения основной об- разовательной программы начального образования» в пункте 11 метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования связываются с оценочной компетентностью ученика и предполагают:
« – формирование умения планировать, контролировать и оце- нивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; – определять наиболее эффективные способы достижения результата; – формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; – освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии».
Таким образом, формирование метапредметных результатов учения предполагает освоение учащимися навыков самооценки эффективности учебной деятельности.
Наконец, в разделе 3 «Требования к структуре основной обра- зовательной программы начального образования» в пункте 19.9 «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования» оценивание позиционируется как многоаспектный процесс, предполагающий богатый инструментарий, соответ- ствующий разным формам учебной деятельности и разнообразным учебным продуктам. «В процессе оценки достижения планируемых результатов духовно-нравственного развития, освоения основной образователь- ной программы начального общего образования должны исполь- зоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.)»
Действующий закон Российской Федерации «Об образовании» делает это возможным, делегируя школе ответственность за организацию и проведение текущего оценивания. В статье 27 «Структура образовательной организации» говорит- ся, что в компетенцию образовательного учреждения входит: «10) осуществление текущего контроля успеваемости и про- межуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения; 11) индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах инфор- мации об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях».
Одним из сложных методических вопросов, является вопрос о применение формирующего оценивания, так называемого "оценивания для обучения". . Формирующее оценивание – это обратная связь, с помощью которой учитель получает информацию о том, чему ученики обучились и как учатся в данный момент, а также о том, в ка- кой степени удалось реализовать поставленные учебные цели. Чтобы эта обратная связь сработала на повышение качества учения, необходимо не только определить, на каком уровне ученики должны владеть содержанием курса к его окончанию, но и до какой степени они осваивают его по ходу курса.
В процессе заседания МО педагоги наблюдали применение некоторых техник оценки и самооценки, применяемых на уроках для отслеживания продвижения учащегося при изучении определенного материала. Открытые уроки показали Кузнецова М.П. и Полоскова А.В. За круглым столом члены МО рассказали о тех приемах оценки и самооценки, которые они применяют в своей работе. Работа над этой сложной темой будет продолжена на следующем заседании МО.
Урок окружающего мира в 3 классе. Учитель Кузнецова М.П.
Урок русского языка в 4 классе. Учитель Полоскова А.В.
|